Поиск по сайту
 
Задать вопрос специалисту
Авторизация

Учет доходов от проведения платных семинаров

Учет доходов от проведения платных семинаров Прежде чем принимать решение, каким образом организации вести учет доходов от проведения платных семинаров, необходимо определиться с тем, какая деятельность является образовательной, а что является оказанием консультационных услуг.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В соответствии с законом «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образования или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии.

Кроме того, в соответствии со ст. 27 вышеназванного Закона по окончании обучения образовательным заведением выдается документ об образовании, форма которого определяется самим заведением.

Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

В рамках выполнения образовательных программ образовательные учреждения могут проводить учебные семинары, что не противоречит цели их создания, но кроме того этим учреждениям дано право реализовывать различной направленности дополнительные образовательные программы.

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов (п.1 ст. 26 Закона «Об образовании»).

Но образовательные учреждения также имеют право проводить разовые учебные семинары, по результатам которых не проводится итоговая аттестация и не выдаются документы об образовании. На такую деятельность лицензия не нужна.

Лицензированию не подлежит образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации (п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796). Таким образом, образовательные учреждения, осуществляя свою деятельность могут иметь в своем распоряжении кроме средств государственного финансирования еще и средства, полученные от предпринимательской деятельности.

Бухгалтерский учет образовательные учреждения ведут в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 107н (в редакции от 09.06.2001 г.) и зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации распоряжением от 28 января 2000 года № 2064. Эта Инструкция предусматривает четкое разграничение бухгалтерского учета операций за счет бюджетных источников финансирования, средств от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений.

В плане налогообложения средств, полученных образовательными учреждениями от проведения ими разовых платных семинаров (осуществления предпринимательской деятельности) имеются противоречия.

Так в пункте 2 статьи 46 Закона «Об образовании» сказано, что платная образовательная деятельность даже негосударственного образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. А доходы от непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю (п.3 ст. 40 Закона «Об образовании»), что противоречит Налоговому Кодексу Российской Федерации (гл.25 Налогового Кодекса).

По этому вопросу имеется арбитражная практика, подтверждающая, что положения пункта 3 статьи 40 Закона «Об образовании» не применяются с момента введения в действие главы 25 Налогового Кодекса, поскольку противоречат нормам этой главы (например, постановление ФАС Центрального округа от 28 февраля 2003 г. по делу № А48-2894/02-19).

Образовательные учреждения могут участвовать в создании учебно-методических центров или иметь эти центры в своей структуре. Такие учебно-методические центры обязательно должны быть включены в государственный реестр и иметь лицензию на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования. В таких учебно-методических центрах проводится, например, аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов с выдачей им соответствующих документов.

В любой сфере деятельности юридических лиц одна организация может проводить платные семинары для представителей других организаций. Такие семинары носят характер консультационных услуг (такой вывод содержится, например в Постановлении ФАС МО от 01.06.2000 г. по делу № КА-А40/2129-00).

С 1 января 2003 года введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, принятый Постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. № 454-ст, который содержит несколько разновидностей консультационных услуг:
консультирование по вопросам финансового управления предприятием, кроме консультирования по вопросам налогообложения, проектирование систем бухгалтерского учета, программ учета производственных затрат, процедур контроля исполнения бюджета
консультирование по вопросам управления маркетингом
консультирование по вопросам планирования, организации, обеспечения эффективности и контроля, оценки стоимости объектов гражданских прав
консультирование по вопросам управления в области сельского хозяйства, например консультирование агрономами и экономистами фермеров и т.п.
консультирование и представительство в суде в связи с трудовыми спорами.
консультирования по вопросам налогообложения.

Следует иметь ввиду, что консультационные услуги отличаются от информационных. Так, в соответствии с Федеральным Законом от 04.07.1996 г. № 85-ФЗ (в редакции от 30.06.2003 г.) под информационными услугами признаются действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами, а информационными продуктами признается документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей.

А целью оказания консультационных услуг является привязка информации к конкретному объекту, выработка рекомендаций и разъяснение существующих норм применительно к определенному объекту.

В случае, если организация проводит платные консультационные семинары, это сопровождается заключением договора на оказание консультационных услуг между сторонами сделки, а также подписанием акта, подтверждающего факт, состав и характер оказания услуг. Наличие в акте состава и характера оказанных услуг играет важную роль для правильного отражения этих расходов в учете у заказчика (приобретателя) этих услуг.

Организация, не являющаяся образовательной и проводящая платные семинары, должна классифицировать эти семинары не как учебные, а как консультационные. Консультационные услуги в большинстве своем являются нелицензируемым видом деятельности, но не всегда.

Независимо от того, лицензируемые или нелицензируемые консультационные услуги оказывает коммерческая организация, в учете это будет отражаться как доходы, полученные от ее деятельности.

Так, например, аудиторские организации обязаны иметь лицензию на аудиторскую деятельность (ст. 17 Федерального

Закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ). При этом в качестве сопутствующих аудиту услуг эти организации могут оказывать также, например, консультационные услуги (в том числе проводить консультационные семинары по бухгалтерскому учету, управленческому учету и пр.) При этом деятельность по консультационным услугам, например, по оценке стоимости имущества подлежит обязательному лицензированию (Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Доходы от оказания вышеперечисленных услуг для данной организации будут являться доходами от обычных видов деятельности (доходами от реализации), которые в бухгалтерском учете необходимо отражать по кредиту счета 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Очевидно, что организации могут считать обычными видами деятельности те, которые предусмотрены их уставами, систематически осуществляются и приносят доход.

Формирование в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации производится на основании Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.) и соответственно о расходах – на основании Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)

Для организаций, оказывающих консультационные услуги, аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду оказываемых услуг. Кроме того, аналитический учет может вестись по различным направлениям в зависимости от потребностей для управленческого учета организации.

По доходам, облагаемым по разным ставкам или имеющим отличный от общего порядок учета, налогоплательщик должен вести раздельный учет (ст. 316 НК РФ).

Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает доходы доходами от обычных видов деятельности или прочим поступлениям исходя из характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.

Услуги признаются оказанными в момент подписания сторонами двухстороннего акта об оказании услуг или в момент подписания заказчиком иного документа, свидетельствующего об оказании услуг (ст.783 и п.2 ст. 720 Гражданского Кодекса РФ) и по этой же дате отражаются в учете.

Для учета затрат на производство услуг, оказание которых является целью создания организации, в бухгалтерском учете применяется счет 20 «Основное производство» (в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства Финансов РФ от 31 октября 2000 года № 94н).

По дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием консультационных услуг.

По кредиту счета 20 «Основное производство» отражаются суммы фактической себестоимости завершенных производством услуг. Остаток по счету 20 «Основное производство»на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства. Учитывая, что услуги по проведению коммерческой организацией консультационных семинаров являются услугами нематериальной формы и, как правило, носят не долговременный характер, мала вероятность того, что на конец отчетного периода в учете такой организации будет незавершенное производство (незаконченные работы, не принятые заказчиком) и затраты незавершенного производства.

Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» может осуществляться по видам затрат и видам услуг, по подразделениям организации.

Для отражения в учете информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом применяется счет 26 «Общехозяйственные расходы», на котором учитываются, в частности, административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Выбор счетов для учета расходов организация осуществляет самостоятельно при разработке рабочего плана счетов.

Порядок списания общехозяйственных расходов организация также должна установить самостоятельно в принятой учетной политике.

Если стоимость услуг формируется по полной производственной себестоимости, то общехозяйственные расходы списываются в дебет счета 20 «Основное производство».

Если же стоимость консультационных услуг формируется по сокращенной себестоимости, то общехозяйственные расходы списываются сразу в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж».

Необходимо обратить внимание на то, что в бухгалтерском и налоговом учете понятие «косвенные расходы» не совпадают. Например, в случае, когда общехозяйственные расходы списываются не сразу на счет 90-2 «Себестоимость продаж», а на счет учета затрат (20 «Основное производство»). Также при наличии, например, работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, которые в бухгалтерском учете включаются в затраты основного производства, а в налоговом учете относятся к косвенным расходам.

Путем сопоставления доходов и расходов формируется балансовая прибыль организации, которая представляет собой финансовый результат ее хозяйственной деятельности.

Финансовый результат от реализации формируется на счете 90 «Продажи» в разрезе отдельных видов деятельности. При этом по кредиту субсчета 1 «Выручка» отражается поступающая выручка, а по дебету субсчета 2 «Себестоимость продаж» - расходы.

В конце отчетного периода сальдо счета 90 «Продажи» рассчитывается сопоставлением кредитового оборота субсчета 1 «Выручка» и дебетовых оборотов субсчетов 2 «Себестоимость продаж», 3 «Налог на добавленную стоимость», 4 «Акцизы» и закрывается бухгалтерской проводкой с субсчета 9 «Прибыль/убыток» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».

Прибыль (убыток) от реализации услуг определяется как разница между выручкой от их реализации в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, их стоимостью и затратами на реализацию, включаемыми в себестоимость. Метод определения выручки от реализации устанавливается предприятием самостоятельно на длительный срок, является элементом учетной политики и принимается с учетом требований статей 272 и 273 Налогового Кодекса РФ.

Порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций определяется 25 главой Налогового Кодекса РФ.


Аудитор ООО «Аудит Инвест Консалт» Н.Я. Джураева

«Финансовая газета» №3 (631) январь 2004 г.

Количество показов: 3373
Автор:  Н.Я. Джураева, «Финансовая газета» №3 (631) январь 2004 г.

Возврат к списку